06.02.2024 года проведено заседание МО классных руководителей по теме "
«Эффективные методы работы классного руководителя с учащимися и родителями при разрешении педагогических конфликтов» .
Педагогический конфликт – неизбежная часть образовательного процесса, потому что всегда найдутся люди, недовольные действиями друг друга.
Осветили некоторые виды педагогических конфликтов – это конфликт взаимодействия, а именно: конфликты «учитель-ученик», «учитель-родитель», «ученик-ученик».
Рассмотрели основные характеристики педагогических конфликтов:
- высокая ответственность, т.к. школа – модель общества, где ученики усваивают нормы отношений между людьми;
- различия в социальном статусе участников, чем и определяется их поведение в конфликте;
- различие в жизненном опыте участников обусловливает и разную степень ответственности за ошибки при разрешении конфликтов;
- различное понимание событий и их причин (конфликт «глазами учителя» и «глазами ученика» видится по-разному), поэтому учителю не всегда удается понять переживания ребенка, а ученику – справиться с эмоциями;
- присутствие других учеников делает их из наблюдателей участниками, а конфликт приобретает воспитательный смысл и для них;
- учитель должен взять на себя инициативу в разрешении конфликта, поскольку приоритетными всегда остаются интересы ученика как формирующейся личности;
- ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые проблемы и конфликты, в которые включаются другие ученики.
Рассмотрели конфликты между учителем и учеником.
Основными причинами возникновения конфликтов между учителем и учеником являются:
- Отсутствие единства требований у педагогов (один требует встать при ответе, другой – разрешает ответ с места).
- Слишком большое количество требований педагога, из-за чего применение требований становиться эпизодическим, что нервирует ребенка (сегодня нельзя, а вчера было можно).
- Несоблюдение предъявляемых требований самим педагогом (требует не опаздывать на урок, а сам опаздывает).
- Завышенные требования педагога к учащимся, авторитарный стиль руководства (классный руководитель хочет, чтобы его класс был лучше, "терзает" его, суется во все дела, руководит, а когда его нет, класс превращается в неуправляемую толпу).
- Игнорирование педагогом моральных и деловых качеств ученика (что приводит к привлечению к себе внимания неадекватными способами).
- Расхождения в оценке ученика классом и учителем (в глазах учителя он выглядит хулиганом и хамом, а в глазах класса – благородным разбойником, честным и справедливым).
- Неумение учителя принять ученика таким, какой он есть, с его недостатками и отрицательными чертами.
- Неумение учителя поставить себя на место ученика, посмотреть на себя его глазами, понять и прочувствовать состояние ученика.
- Негативная оценка учащимся профессиональных или личностных качеств педагога. (как правило, чем выше школьник оценивает профессионализм и личность учителя, тем более он для него авторитетен, тем реже между ними возникают конфликты).
В целом, житейский опыт ученика, объем его знаний, мировоззрение, навыки общения с окружающим миром гораздо меньше, чем у учителя, он импульсивен в своем поведении, поэтому на педагоге лежит ответственность за разрешение конфликта. Что подтверждает народная мудрость: «Когда два человека конфликтуют, неправ тот из них, кто умнее»
Как правило, конфликты учителей с родителями начинаются с конфликта учителя с учеником. Ученик не может быть всегда послушным, а учитель всегда терпеливым. Это человеческий фактор и никуда от него не деться.
Некоторые родители отвергают помощь школы, некоторые пассивно взирают на мучения своего ребенка или его учителя. Но есть часть родителей, постоянно конфликтующих со школой.
Поводы для конфликтов могут быть разные:
- несовпадающие мнения учителя и родителя в области организации учебно-воспитательного процесса и домашней работы ученика;
- несогласие родителей с отношением к школьнику со стороны учителя;
- неадекватно заниженные, по мнению родителей, оценки, выставляемые учителем ученику;
- непринятие ученика сверстниками, одноклассниками;
- завышенные, на взгляд родителей, требования школы к подготовленности ребенка и пр.
Приведены примеры высказываний и мнений родителей, которые часто можно услышать:
- - Учителя всех детей делят на «любимчиков» и остальных
- - Для учителя главное: раз плохо учится, значит хулиган
- - Постоянно несправедливо занижают оценки. Необъективны.
- - Часто унижают детей, оскорбляют их.
- - Плохо высказываются о родителях при детях
Поводами для конфликта со стороны учителя могут быть:
- - Слишком высокого мнения о своём ребёнке
- - Родители опираются на свои случайные и внешние наблюдения за школой. Ни во что глубоко не вникают. Поверхностно судят об учителях.
- - Совершенно не контролируют ребёнка, не уделяют ему внимания, а приходят с претензиями к учителю.
- - Сочиняют, что только мы, учителя, обязаны их детей учить и воспитывать.
- - Часто вмешиваются в учебный процесс. То классный руководитель не подходит, то учитель не такой.
Конфликты между школьниками обусловлены:
- 1.возрастом учащихся, вследствие чего на каждом возрастном этапе специфика конфликтов будет различна,
- 2.агрессивностью учащихся, которая часто связана с физическим насилием дома,
- 3.характером совместной деятельности в школе (несоблюдение норм и правил поведения ведет к ущемлению чьих-либо интересов, что порождает конфликт)
Наиболее распространены среди учащихся конфликты лидерства, в которых отражается борьба 2-3 лидеров и их группировок за первенство в классе. В средних классах часто конфликтуют группы мальчиков и группы девочек. Может быть конфликт 3-4 подростков с целым классом или конфликтное противостояние одного школьника и класса.
Но несмотря на это, психологами доказано, что в ходе обучения именно через межличностный конфликт происходит социализация учащихся.
Обратили внимание на причины и условия, возникновения агрессивных настроений в среде подростков :
-это и изменение ценностных ориентаций в обществе;
-и социальное неравенство;
-и снижение авторитета правоохранительных органов;
-и повышение внушаемость, агрессивность подростков;
-и снижение социальной и политической активности молодежи;
-и массовое распространение, и доступность для детей и подростков алкоголя и наркотиков;
-и негативное влияние СМИ, которые сплошь и рядом рассказывают о насилии и преступности;
-и, конечно, наличие сети Интернет, которая дает радикальным организациям доступ к широкой аудитории.
В этой связи основные действия по снижению экстремистских и террористических проявлений в нашей школе должны быть нацелены на:
-создание условий для снижения агрессии, напряженности, экстремистской активности в среде учащихся;
-создание условий для воспитания успешной, толерантной, патриотичной, социально ответственной личности;
-стимулирование у детей положительных эмоций от участия в реализации социальных проектов, от анализа достижимых перспектив.
Одним из важнейших направлений профилактической работы является профилактика экстремизма в подростковой среде. Наша задача - воспитание толерантного сознания, уважения достоинств каждого человека, понимание, интерес к другим людям, акцентирование внимания на объединяющих, а не разъединяющих людей факторы.
Учителя поделились опытом работы по данной теме.